иконы Спасителя
Алфавитный указатель:
Спас Вседержитель – икона с басмой
15000 
Спас Вседержитель – икона с басмой Спас Вседержитель – икона с басмой. Образ выполнен на липовой доске с дубовыми шпонками, льняная паволока, меловой левкас, сусальное золото, натуральные минеральные пигменты, олифа, лак.
Спас – Пантократор (обр. 7)
15000 
Спас – Пантократор Рукописная икона, Спас – Пантократор. Образ выполнен на липовой доске с дубовыми шпонками, льняная паволока, меловой левкас, сусальное золото, натуральные минеральные пигменты, олифа, лак. Объемная гравировка нимба и
Господь Вседержитель – икона с гравировкой
15000 
Господь Вседержитель – икона с гравировкой Рукописная икона – Господь Вседержитель. Список с Византийской иконы. Образ выполнен на липовой доске с дубовыми шпонками, льняная паволока, меловой левкас, сусальное золото, натуральные минеральные
Спас Пантократор (обр.6)
15000 
Спас Пантократор Рукописная икона Господа нашего Иисуса Христа. Авторская работа. Образ выполнен на липовой доске с дубовыми шпонками, льняная паволока, меловой левкас, натуральные минеральные пигменты, олифа, лак. Натуральные камни: авантюрин, тигровый глаз,
Спас Пантократор (обр.5)
15000 
Спас Пантократор Рукописная икона – Спас Пантократор. Список с Византийской иконы. Образ выполнен на липовой доске с дубовыми шпонками, льняная паволока, меловой левкас, сусальное золото, натуральные минеральные пигменты, олифа, лак. Объемная
Моление о чаше
31000 
Икона-Моление о чаше Рукописная икона-Моление о чаше. Академический (живописный) стиль письма. Образ выполнен на липовой доске с дубовыми шпонками, льняная паволока, меловой левкас, сусальное золото, масляные краски, лак. Размер представленной иконы
Спас Пантократор (обр.4)
15000 
Спас Пантократор Рукописная икона – Спас Пантократор. Список с мозаичной иконы Спаса Пантократора 12 века, из Собора святой Софии (Константинополь). Образ выполнен на липовой доске с дубовыми шпонками, льняная паволока, меловой
Спас Ярое Око
17000 
Икона Спасителя- Спас Ярое Око Рукописная икона Спасителя- Спас Ярое Око. Образ выполнен на липовой доске с дубовыми шпонками, льняная паволока, меловой левкас, сусальное золото, натуральные минеральные пигменты, олифа, лак. Мельхиоровая
Икона Спасителя
15000 
Икона Спасителя Рукописная Икона Спасителя: выполнена на липовой доске с дубовыми шпонками, льняная паволока, меловой левкас, сусальное золото, натуральные минеральные пигменты, олифа, лак. Иконописец: Осипов Александр. 2018 год, г. Сергиев Посад. Рукописная икона
Господь Вседержитель (обр.3)
15000 
Икона “Господь Вседержитель” Рукописная икона Господа Вседержителя: выполнена на липовой доске с дубовыми шпонками, льняная паволока, меловой левкас, сусальное золото, Натуральные минеральные пигменты(темпера), олифа, лак. Нимб и книга украшены камнями с

Иконы Спасителя

Рукописные иконы Спасителя. Богатая иконография Господа Иисуса Христа является основой всей иконописи.

Каждая икона по своей сути Христоцентрична и несет в себе тайну воплощения Слова Божия, она знак Его присутствия и призыва к нам. Предстоя иконе с изображением Спасителя, мы предстоим Самому Богу. Образ на иконе, словно невидимая нить связывает нас с первообразом. В самые ранние христианские времена были распространены антропоморфные и аллегорические изображения Сына Божиего, Его изображали в виде агнца, рыбы, пеликана и дельфина, встречаются изображения в виде Орфея играющего на арфе, а так же в виде Доброго Пастыря несущего агнца на плечах.

Христос Добрый Пастырь Христос в образе Орфея Христос в образе агнца Христос в образе пеликана


Но Трулльсий собор 692 года, вынес запрет на аллегорические изображения Иисуса Христа.
К середине 4 века сложилась известная нам традиция изображения Иисуса Христа. Яркий пример тому, Его изображения в римских катакомбах. Во фресках и мозаике Римской империи, а впоследствии Византии, иконография Спасителя получила свое развитие.
По преданию некоторые иконы Спасителя, например “Спас Нерукотворный”, историей своего происхождения восходят к евангельским событиям.
В древних летописях встречается несколько описаний Иисуса Христа. Самое ранее из них принадлежит проконсулу Иудеи Публию Лентулу, предшественнику Понтия Пилата. И хотя большинство описаний Христа, современниками расходятся, мы можем в общих чертах понять как выглядел Спаситель во время своей земной мисии.
Классический, ставший уже привычный нам тип написания образа Христа выработался в Византии 12 – 14 века, и древней Руси 15 века. Традиционно на иконах Господь пишется с особым, свойственным только Ему крестчатым нимбом с девятью линеечками, символизирующими и сам Крест и девять ангельских чинов, состовляющих небесную иерархию. Первоначально для наднаписания имени Иисуса Христа использовались греческие буквы A, W (Я есть Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель). Традиционно в русской иконописи небесное имя Христа пишется в трех лучах крестчатого нимба W, O, N) с разными вариантами толкования. Справа и с

лева от образа Христа подписывается Его земное имя в сокращении IC XC.
Как правило на иконах Спаситель пишется с темными длинными волосами, (бывают и исключения, например на образе “Спас Златые Власа”, волосы Христа прописываются золотым ассистом). Волосы Спасителя разделенны прямым пробором, пишутся небольшие усы и короткая, раздвоенная к низу борода. Правильные черты лица, гармоничное соединение мужества, милосердия, аскетичности.
Традиционные одежды Спасителя – пурпурный (темно красный) хитон с золотым клавом на плече и темно синий гематий, которые символизируют соединение человеческой и Божественной природы Иисуса Христа. Синий цвет олицетворяет небесную чистоту и непорочность, красный- кровь пролитую Господом нас ради и нашего спасения. Иногда Спаситель пишется в оранжевом хитоне с золотым ассистом, как бы в золотом сиянии, подчеркивающее Его Царственное достоинство и Небесную славу, либо в белом одеянии (на иконе “Вознесение”).

Иконография Иисуса Христа

Икона “Спас Нерукотворный”

Спас Нерукотворный

Дошедшая до нас и используемая ныне иконография Иисуса Христа весьма обширна. И главным образом Спасителя является икона “Спас Нерукотворный” (Спас на убрусе). Образ, история которого своими корнями уходит в глубокую древность.
На иконе лик Господа изображен на убрусе (плате), либо на чрепии (черепице, стене).
Существуют две версии происхождения этой иконы – западная и восточная. Расмотрим их обе.
В западной версии говорится о праведной Веронике, которая из чувства сострадания отерла Лик Спасителя своим платом, во время Его крестного шествия на Голгофу, и на плате чудесным образом запечатлелся Лик Господа.
Восточная версия связана с городом Эдесса, которым правил царь Авгарь. Болевший проказой, он продолжительное время не мог вылечиться. Однажды прослышав о Иисусе Христе, царь Авгарь послал к Спасителю своего слугу с приглашением посетить его город. Но Христос на тот момент не мог лично посетить Авгаря, но очень захотел помочь ему излечить недуг. Попросив принести Ему чистый холст, Спаситель приложил к нему лик, который нерукотворно запечатлелся на ткани.
Слуга доставил чудесный холст Авгарю. С твердой верой и благоговением приложившись к нему, царь исцелился и потом бережно хранил его, как священную реликвию. Не было мира и спокойствия в тех краях, и однажды его город попал в осаду. И так как исход битвы был не ясен, царь велел замуровать святой убрус в стену над вратами, спасая его от поругания врагов. В самый ответственный момент боя, Нерукотворный убрус явил ещё одно чудо, проступив через толщу стены на фасаде. Увидев это непонятное и удивительное явление, враги испугались и оставили осаждаемый город. Таким образом “Спас Нерукотворный” на этот раз спас не только жизнь Авгарю, но и всем жителям города.
Западную и восточную версию происхождения этой иконы, объединяет самое главное – это нерукотворное происхождение образа Спасителя на святом убрусе (или чрепии, стене). И обе версии восходят к единому источнику, прототипу, аналогу иконографической идеи – Туринской плащанице,на которой чудесным образом и так же нерукотворно запечатлелся не только лик, но и все тело Иисуса Христа в момент Его воскресения.

Туринская плащаница

Икона Спас Пантократор (Вседержитель)

Образ Спасителя “Пантократор”, что в переводе с греческого языка – Всевластный, Вседержитель, второй наиболее известный и распространенный тип иконографии Иисуса Христа. В данном иконографическом изводе Христос Пантократор изображается в полный рост, либо в поясном варианте, а так же сидящим на престоле. Первоначально Пантократора писали в куполе храма, (один из самых известных образов этого типа -“Вознесение”, церковь святой Софии в Солониках, 9 век),

Вознесение. церковь святой Софии. Солоники. 9 век.

основываясь на догмате о Вознесении Господа, где свод купола храма символизирует свод неба, куда возносится Христос и с небесного свода Он сойдет к нам в последний Судный день. Сам же храм – земной образ Храма небесного и место ожидания Славного Пришествия Господа нашего Иисуса Христа.

Христос Пантократор. Константинополь. Христос Пантократор. Монастырь в Дафнии
Христос Пантократор. Новгород. Христос Пантократор. Киев.

Иконография Спаса Вседержителя отличается разнообразием, от простого сюжета, где Спаситель изображается оплечно, например икона “Спас Ярое Око”, до сложного где Христос пишется в окружении небесных сил, либо с предстоящими Ему святыми.
Обычно Спаситель изображается в центре композиции с благословляющей десницей и закрытым, либо открытым Евангелием в левой руке. На древних Византийских иконах очень часто Иисус Христос держит в руке запечатанный свиток, который несет в себе тоже смысловое значение, что и закрытая книга. Закрытая книга (Евангелие) символизирует наше приближение к тайне, которая в полной мере откроется в День страшного суда и “всё тайное станет явным”. С Книги жизни будут сняты все печати и Слово будет судить мир. Открытое же Евангелие в руке Спасителя стали изображать начиная с 17 века.
На иконе Пантократор – изображается Вседержитель, творящий вселенную и держащий её в Своей руке. Не редко Спаситель изображен в окружении небесных сил, сидящий на престоле.

Спас Пантократор.собор святой Софии. Константинополь. 12-век Христос Пантократор на престоле Христос Пантократор, архангелы Михаил и Гавриил, святители Григорий, Мартин, Амвросий, Августин. ц. Санта-Мария-Ассунта . 11 век.

Христос Пантократор на престоле трактуется как Царь Небесный, Судия. Это наиболее распространенный и любимый образ в Византии иконография которой выражала торжество православия, величие и царское достоинство Господа и Его святых.
Все эти варианты можно соединить в иконографии Иисуса Христа “Спас в Силах”
Икона Спас в Силах
“Спас в Силах” – концепция иконы выражает второе пришествие Иисуса Христа во славе в конце времен. Спаситель изображен как Царь Царей, Небесный Владыка. Господь является нам уже как Судия живым и мертвым и Суд Его праведен и неизбежен.
Икона отличается сложным композиционным решением, где каждый элемент и символ, несет в себе глубокое смысловое значение. Это целый богословский трактат, выраженный кистью иконописца.
Сюжет иконы основан на явлении Господа Вседержителя пророку Иезекиилю.

Спас в Силах Спас в Силах. Рублев Спас в Силах. Дионисий

Божия слава передается в виде геометрических фигур, каждая из которых несет в себе свое символическое значение, и в тоже время объединяет их одно – каждый элемент символизирует небесные силы, небесную иерархию, небесные и земные уровни.
Восседающий на престоле Христос изображен на фоне красного ромба, который символизирует огонь сходящий с небес. Это огненная природа Божества, неопалимая купина.
За красным ромбом изображен синий круг, означающий небесную сферу, мир ангелов, архангелов, начал, властей и сил, господств и престолов, херувимов и серафимов.
И за небесной сферой изображен красный квадрат, символизирующий землю. Четырехугольник – это четыре стороны света, это четыре стихии. В углах квадрата изображены символы четырех Евангелистов которые проповедовали о Христе в четырех концах света и раскрывают свои отличительные стороны искупительной жертвы Христа и Его учения в каждом из четырех Евангелиях.
Евангелист Матфей изображен в виде ангела, символ предсказанного пророками мессианского послания Господа.
Евангелист Марк изображен в виде льва, как символ царственного достоинства Христа.
Евангелист Лука изображен в виде тельца, который символизирует жертвенное служение Спасителя.
Евангелист Иоанн изображен в виде орла, символ высокого значения Евангельского учения и вознесения Господа на небо.
Спаситель восседающий на престоле обычно изображается в золотом хитоне, где лучи ассиста на одежде подчеркивают сияние Его славы. Правой рукой Господь нас благославляет, в левой держит открытую книгу со словами из Евангелия от Матфея

Прiиди́те ко мнѣ́ вси́ труждáющiися и обременéн­нiи, и áзъ упокóю вы́: воз­ми́те и́го моé на себé и научи́теся от­ менé, я́ко крóтокъ éсмь и смирéнъ сéрдцемъ: и обря́щете покóй душáмъ вáшымъ: и́го бо моé благо, и брéмя моé легкó éсть.
Значение книги имеет глубокий символический смысл. Это и Книга жизни с именами всех спасенных. Это и Книга откровения, Книга нового завета, Евангелие. Это и символ Самого Христа, Который есть Слово Божие во плоти явившееся в мир.
В русских православных храмах икона Спас в Силах – занимает центральное место не только иконостаса, но и всего храма. В иконостасе образы святых предстоящие Христу образуют Деисусный чин, они во главе с Господом являются образом церкви небесной, и в храме, где все мы единомыслием исповемы, образуем единую Христову Церковь.
В более поздний период появился иконографический извод – “Царь царей” или “Христос Великий Архиерей”. Эта иконография имеет западное происхождение и на Руси появилась в конце 17 века.

Христос Великий Архиерей Царь Царем Христос Великий Архиерей

Христос изображается как Царь царствующих и Господь господствующих. Вседержитель пишется в богатой царской одежде, подчеркивающей Его величие, или в новозаветном архиерейском облачении. С венцом в виде короны на голове.
Помимо традиционного изображения Иисуса Христа, мы можем встретить Его изображение в отроческом возрасте, такой тип иконографии называется Спас Эммануил, означающее – “с нами Бог”.

Спас Эммануил. Икона Спас Эммануил. Фреска Спас Эммануил. Мозаика

Так же Христос в образе Младенца вошел в большинство Богородичных икон.
К иконографии Иисуса Христа относятся так же и иконы Господских праздников, иконы на тему евангельских событий.

Купить икону Спасителя

В иконописной мастерской Радонежъ Вы можете купить наиболее распространенные иконы Спасителя, большинство самых востребованных образов мы можем предоставить Вам в день “звонка”. Как писалось выше, иконография Господа Иисуса Христа обширна и разнообразна, по этой причине не все иконы могут быть в наличии мастерской, но если нужную икону Вы не нашли на страницах сайта, мы напишем любые иконы Спасителя, в рамках канона православной церкви, на заказ.
Дорогие братия и сестры, желаем Вам обрести икону Иисуса Христа, которая займет достойное место в доме и сердцах всех Ваших домочадцев.