иконы Спасителя
Алфавитный указатель:
Образ Спаса Нерукотворного
27000 
Образ Спаса Нерукотворного Образ Спаса Нерукотворного. Академический (живописный) стиль письма. Икона выполнена на липовой доске с дубовыми шпонками, льняная паволока, меловой левкас, сусальное золото, маслянные краски, лак. Мельхиоровая басма. Натуральные камни:
Господь Вседержитель (обр.3)
Господь Вседержитель (обр.3) Рукописная икона – Господь Вседержитель. Образ выполнен на липовой доске с дубовыми шпонками, льняная паволока, меловой левкас, сусальное золото, натуральные минеральные пигменты, олифа, лак. Гравировка по левкасу с
Спас Нерукотворный (обр.2)
Спас Нерукотворный Храмовая икона – Спас Нерукотворный. Образ выполнен на липовой доске с дубовыми шпонками, льняная паволока, меловой левкас, сусальное золото, натуральные минеральные пигменты, олифа, лак. Латунная басма. Натуральные камни: аметисты,
Спас Пантократор
72400 
Спас Пантократор Рукописная икона – Спас Пантократор. Икона выполнена на липовой доске с дубовыми шпонками, льняная паволока, меловой левкас, сусальное золото (ассист), натуральные минеральные пигменты, олифа, лак. Мельхиоровая басма. Объёмный басменный
Спаситель Пантократор
47000 
Спаситель Пантократор Рукописная икона – Спаситель Пантократор. Икона выполнена на липовой доске с дубовыми шпонками, льняная паволока, меловой левкас, сусальное золото (ассист), натуральные минеральные пигменты, олифа, лак. Мельхиоровый басменный оклад. Янтарь. Иконописец:
Спаситель (с басмой) 2
75000 
Икона Спасителя (с басмой) 2 Рукописная храмовая икона-Спаситель (с басмой) 2. Икона выполнена на липовой доске с дубовыми шпонками, льняная паволока, меловой левкас, маслянные краски, лак. Мельхиоровая басма на нимбе и
Икона Спасителя с басмой
150400 
Икона Спасителя с басмой Рукописная храмовая икона Спасителя с басмой. Икона выполнена на липовой доске с дубовыми шпонками, льняная паволока, меловой левкас, сусальное золото, натуральные минеральные пигменты, олифа, лак. Мельхиоровый басменный
Спас Пантократор (энкаустика)
75000 
Спас Пантократор (энкаустика) Рукописная икона-Спас Пантократор (энкаустика): выполнена на липовой доске с дубовыми шпонками, льняная паволока, меловой левкас, энкаустика (горячий способ), ганозис. Басменные вставки. Размер представленной иконы: 40х50 см. Иконописец: Осипов Александр. Май. 2022
Икона Господа Вседержителя (обр.2)
42000 
Икона-Господь Вседержитель Рукописная икона-Господь Вседержитель: выполнена на липовой доске с дубовыми шпонками, льняная паволока, меловой левкас, натуральные минеральные пигменты, олифа, лак. Латунная басма. Нимб обрамлён жемчугом. Размер представленной иконы: 40х45 см. Иконописец: Кудрявцев
Икона-Спас на престоле
127000 
Икона-Спас на престоле Рукописная икона-Спас на престоле выполнена на липовой доске с дубовыми шпонками, льняная паволока, меловой левкас, сусальное золото,гравировка по левкасу, восковая темпера, ганозис на основе пунического воска. Мельхиоровая басма.

Иконы Спасителя

Рукописные иконы Спасителя. Богатая иконография Господа Иисуса Христа является основой всей иконописи.

Каждая икона по своей сути Христоцентрична и несет в себе тайну воплощения Слова Божия, она знак Его присутствия и призыва к нам. Предстоя иконе с изображением Спасителя, мы предстоим Самому Богу. Образ на иконе, словно невидимая нить связывает нас с первообразом. В самые ранние христианские времена были распространены антропоморфные и аллегорические изображения Сына Божиего, Его изображали в виде агнца, рыбы, пеликана и дельфина, встречаются изображения в виде Орфея играющего на арфе, а так же в виде Доброго Пастыря несущего агнца на плечах.

Христос Добрый Пастырь Христос в образе Орфея Христос в образе агнца Христос в образе пеликана


Но Трулльсий собор 692 года, вынес запрет на аллегорические изображения Иисуса Христа.
К середине 4 века сложилась известная нам традиция изображения Иисуса Христа. Яркий пример тому, Его изображения в римских катакомбах. Во фресках и мозаике Римской империи, а впоследствии Византии, иконография Спасителя получила свое развитие.
По преданию некоторые иконы Спасителя, например “Спас Нерукотворный”, историей своего происхождения восходят к евангельским событиям.
В древних летописях встречается несколько описаний Иисуса Христа. Самое ранее из них принадлежит проконсулу Иудеи Публию Лентулу, предшественнику Понтия Пилата. И хотя большинство описаний Христа, современниками расходятся, мы можем в общих чертах понять как выглядел Спаситель во время своей земной мисии.
Классический, ставший уже привычный нам тип написания образа Христа выработался в Византии 12 – 14 века, и древней Руси 15 века. Традиционно на иконах Господь пишется с особым, свойственным только Ему крестчатым нимбом с девятью линеечками, символизирующими и сам Крест и девять ангельских чинов, состовляющих небесную иерархию. Первоначально для наднаписания имени Иисуса Христа использовались греческие буквы A, W (Я есть Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель). Традиционно в русской иконописи небесное имя Христа пишется в трех лучах крестчатого нимба W, O, N) с разными вариантами толкования. Справа и с

лева от образа Христа подписывается Его земное имя в сокращении IC XC.
Как правило на иконах Спаситель пишется с темными длинными волосами, (бывают и исключения, например на образе “Спас Златые Власа”, волосы Христа прописываются золотым ассистом). Волосы Спасителя разделенны прямым пробором, пишутся небольшие усы и короткая, раздвоенная к низу борода. Правильные черты лица, гармоничное соединение мужества, милосердия, аскетичности.
Традиционные одежды Спасителя – пурпурный (темно красный) хитон с золотым клавом на плече и темно синий гематий, которые символизируют соединение человеческой и Божественной природы Иисуса Христа. Синий цвет олицетворяет небесную чистоту и непорочность, красный- кровь пролитую Господом нас ради и нашего спасения. Иногда Спаситель пишется в оранжевом хитоне с золотым ассистом, как бы в золотом сиянии, подчеркивающее Его Царственное достоинство и Небесную славу, либо в белом одеянии (на иконе “Вознесение”).

Иконография Иисуса Христа

Икона “Спас Нерукотворный”

Спас Нерукотворный

Дошедшая до нас и используемая ныне иконография Иисуса Христа весьма обширна. И главным образом Спасителя является икона “Спас Нерукотворный” (Спас на убрусе). Образ, история которого своими корнями уходит в глубокую древность.
На иконе лик Господа изображен на убрусе (плате), либо на чрепии (черепице, стене).
Существуют две версии происхождения этой иконы – западная и восточная. Расмотрим их обе.
В западной версии говорится о праведной Веронике, которая из чувства сострадания отерла Лик Спасителя своим платом, во время Его крестного шествия на Голгофу, и на плате чудесным образом запечатлелся Лик Господа.
Восточная версия связана с городом Эдесса, которым правил царь Авгарь. Болевший проказой, он продолжительное время не мог вылечиться. Однажды прослышав о Иисусе Христе, царь Авгарь послал к Спасителю своего слугу с приглашением посетить его город. Но Христос на тот момент не мог лично посетить Авгаря, но очень захотел помочь ему излечить недуг. Попросив принести Ему чистый холст, Спаситель приложил к нему лик, который нерукотворно запечатлелся на ткани.
Слуга доставил чудесный холст Авгарю. С твердой верой и благоговением приложившись к нему, царь исцелился и потом бережно хранил его, как священную реликвию. Не было мира и спокойствия в тех краях, и однажды его город попал в осаду. И так как исход битвы был не ясен, царь велел замуровать святой убрус в стену над вратами, спасая его от поругания врагов. В самый ответственный момент боя, Нерукотворный убрус явил ещё одно чудо, проступив через толщу стены на фасаде. Увидев это непонятное и удивительное явление, враги испугались и оставили осаждаемый город. Таким образом “Спас Нерукотворный” на этот раз спас не только жизнь Авгарю, но и всем жителям города.
Западную и восточную версию происхождения этой иконы, объединяет самое главное – это нерукотворное происхождение образа Спасителя на святом убрусе (или чрепии, стене). И обе версии восходят к единому источнику, прототипу, аналогу иконографической идеи – Туринской плащанице,на которой чудесным образом и так же нерукотворно запечатлелся не только лик, но и все тело Иисуса Христа в момент Его воскресения.

Туринская плащаница

Икона Спас Пантократор (Вседержитель)

Образ Спасителя “Пантократор”, что в переводе с греческого языка – Всевластный, Вседержитель, второй наиболее известный и распространенный тип иконографии Иисуса Христа. В данном иконографическом изводе Христос Пантократор изображается в полный рост, либо в поясном варианте, а так же сидящим на престоле. Первоначально Пантократора писали в куполе храма, (один из самых известных образов этого типа -“Вознесение”, церковь святой Софии в Солониках, 9 век),

Вознесение. церковь святой Софии. Солоники. 9 век.

основываясь на догмате о Вознесении Господа, где свод купола храма символизирует свод неба, куда возносится Христос и с небесного свода Он сойдет к нам в последний Судный день. Сам же храм – земной образ Храма небесного и место ожидания Славного Пришествия Господа нашего Иисуса Христа.

Христос Пантократор. Константинополь. Христос Пантократор. Монастырь в Дафнии
Христос Пантократор. Новгород. Христос Пантократор. Киев.

Иконография Спаса Вседержителя отличается разнообразием, от простого сюжета, где Спаситель изображается оплечно, например икона “Спас Ярое Око”, до сложного где Христос пишется в окружении небесных сил, либо с предстоящими Ему святыми.
Обычно Спаситель изображается в центре композиции с благословляющей десницей и закрытым, либо открытым Евангелием в левой руке. На древних Византийских иконах очень часто Иисус Христос держит в руке запечатанный свиток, который несет в себе тоже смысловое значение, что и закрытая книга. Закрытая книга (Евангелие) символизирует наше приближение к тайне, которая в полной мере откроется в День страшного суда и “всё тайное станет явным”. С Книги жизни будут сняты все печати и Слово будет судить мир. Открытое же Евангелие в руке Спасителя стали изображать начиная с 17 века.
На иконе Пантократор – изображается Вседержитель, творящий вселенную и держащий её в Своей руке. Не редко Спаситель изображен в окружении небесных сил, сидящий на престоле.

Спас Пантократор.собор святой Софии. Константинополь. 12-век Христос Пантократор на престоле Христос Пантократор, архангелы Михаил и Гавриил, святители Григорий, Мартин, Амвросий, Августин. ц. Санта-Мария-Ассунта . 11 век.

Христос Пантократор на престоле трактуется как Царь Небесный, Судия. Это наиболее распространенный и любимый образ в Византии иконография которой выражала торжество православия, величие и царское достоинство Господа и Его святых.
Все эти варианты можно соединить в иконографии Иисуса Христа “Спас в Силах”
Икона Спас в Силах
“Спас в Силах” – концепция иконы выражает второе пришествие Иисуса Христа во славе в конце времен. Спаситель изображен как Царь Царей, Небесный Владыка. Господь является нам уже как Судия живым и мертвым и Суд Его праведен и неизбежен.
Икона отличается сложным композиционным решением, где каждый элемент и символ, несет в себе глубокое смысловое значение. Это целый богословский трактат, выраженный кистью иконописца.
Сюжет иконы основан на явлении Господа Вседержителя пророку Иезекиилю.

Спас в Силах Спас в Силах. Рублев Спас в Силах. Дионисий

Божия слава передается в виде геометрических фигур, каждая из которых несет в себе свое символическое значение, и в тоже время объединяет их одно – каждый элемент символизирует небесные силы, небесную иерархию, небесные и земные уровни.
Восседающий на престоле Христос изображен на фоне красного ромба, который символизирует огонь сходящий с небес. Это огненная природа Божества, неопалимая купина.
За красным ромбом изображен синий круг, означающий небесную сферу, мир ангелов, архангелов, начал, властей и сил, господств и престолов, херувимов и серафимов.
И за небесной сферой изображен красный квадрат, символизирующий землю. Четырехугольник – это четыре стороны света, это четыре стихии. В углах квадрата изображены символы четырех Евангелистов которые проповедовали о Христе в четырех концах света и раскрывают свои отличительные стороны искупительной жертвы Христа и Его учения в каждом из четырех Евангелиях.
Евангелист Матфей изображен в виде ангела, символ предсказанного пророками мессианского послания Господа.
Евангелист Марк изображен в виде льва, как символ царственного достоинства Христа.
Евангелист Лука изображен в виде тельца, который символизирует жертвенное служение Спасителя.
Евангелист Иоанн изображен в виде орла, символ высокого значения Евангельского учения и вознесения Господа на небо.
Спаситель восседающий на престоле обычно изображается в золотом хитоне, где лучи ассиста на одежде подчеркивают сияние Его славы. Правой рукой Господь нас благославляет, в левой держит открытую книгу со словами из Евангелия от Матфея

Прiиди́те ко мнѣ́ вси́ труждáющiися и обременéн­нiи, и áзъ упокóю вы́: воз­ми́те и́го моé на себé и научи́теся от­ менé, я́ко крóтокъ éсмь и смирéнъ сéрдцемъ: и обря́щете покóй душáмъ вáшымъ: и́го бо моé благо, и брéмя моé легкó éсть.
Значение книги имеет глубокий символический смысл. Это и Книга жизни с именами всех спасенных. Это и Книга откровения, Книга нового завета, Евангелие. Это и символ Самого Христа, Который есть Слово Божие во плоти явившееся в мир.
В русских православных храмах икона Спас в Силах – занимает центральное место не только иконостаса, но и всего храма. В иконостасе образы святых предстоящие Христу образуют Деисусный чин, они во главе с Господом являются образом церкви небесной, и в храме, где все мы единомыслием исповемы, образуем единую Христову Церковь.
В более поздний период появился иконографический извод – “Царь царей” или “Христос Великий Архиерей”. Эта иконография имеет западное происхождение и на Руси появилась в конце 17 века.

Христос Великий Архиерей Царь Царем Христос Великий Архиерей

Христос изображается как Царь царствующих и Господь господствующих. Вседержитель пишется в богатой царской одежде, подчеркивающей Его величие, или в новозаветном архиерейском облачении. С венцом в виде короны на голове.
Помимо традиционного изображения Иисуса Христа, мы можем встретить Его изображение в отроческом возрасте, такой тип иконографии называется Спас Эммануил, означающее – “с нами Бог”.

Спас Эммануил. Икона Спас Эммануил. Фреска Спас Эммануил. Мозаика

Так же Христос в образе Младенца вошел в большинство Богородичных икон.
К иконографии Иисуса Христа относятся так же и иконы Господских праздников, иконы на тему евангельских событий.

Купить икону Спасителя

В иконописной мастерской Радонежъ Вы можете купить наиболее распространенные иконы Спасителя, большинство самых востребованных образов мы можем предоставить Вам в день “звонка”. Как писалось выше, иконография Господа Иисуса Христа обширна и разнообразна, по этой причине не все иконы могут быть в наличии мастерской, но если нужную икону Вы не нашли на страницах сайта, мы напишем любые иконы Спасителя, в рамках канона православной церкви, на заказ.
Дорогие братия и сестры, желаем Вам обрести икону Иисуса Христа, которая займет достойное место в доме и сердцах всех Ваших домочадцев.