Иверская икона Божией Матери (Новодевичий монастырь)
Дорогие братия и сестры, представляем вашему вниманию список с Иверской иконы Божией Матери, Новодевичьего монастыря.
Иконописец: Осипов Александр. Сергиев Посад. Август, 2018 год. Размер иконы 40х25 см.
Икона выполнена в каноническом стиле, с соблюдением вековых традиций иконописания. При написании иконы применялась чистая и естественная природная палитра цветов: минералы, полудрагоценные камни, охры, земли вручную перетертые курантом и замешанные на желтке. Богатая цветовая палитра натуральных пигментов, позволила добиться умеренной насыщенности и мягкости цветов, свойственных Московской и Византийской школе письма.
С более подробным описанием Иверской иконы Богородицы вы можете ознакомиться здесь.
Далее расскажем об иконе Новодевичьего манастыря.
1.) В царствование Алексея Михайловича архимандрита, афонскаго Иверскаго монастыря Пахомий приехал в 1647 году в Москву для сбора пожертвований. Царь Алексей Михайлович, по просьбе бывшаго у него в милости новоспасскаго архимандрита Никона, желавшаго приобрести список с чудотворной Иверской иконы Богоматери, повелел, чтобы архимандрит Пахомий доставил в Москву самый верный список с Иверской чудотворной иконы Бoжиeй Матери. Иверский архимандрит, возвратившись в свою обитель, не замедлил исполнением царской воли и просьбы архимандрита Никона и послал точный список иконы Богоматери к Никону в Москву с почтенными иверскими иноками при граматах (посланиях) к царю и Никону от 15 июня 1648 года. В этих двух граматах обстоятельно изъяснено, как была писана икона, препровожденная в Москву: «Как есми приехал в наш монастырь (пишет Пахомий в грамате царю), собрав всю свою братию 365 братов и сотворили есьмя великое молебное пение с вечера и до света и святили есмя воду со св. мощами и святою водою обливали святую чудотворную икону Пресвятыя Богородицы старую Портаитскую и в великую лохань ту святую воду собрали и собрав паки обливали новую деку, что сделали всю от кипариснаго древа, и опять собрали ту святую воду в лохань и потом служили божественную и святую литургию с великим дерзновением и после святой литургии дали ту святую воду и святыя мощи преподобному инокосвященнику и духовному отцу господину Ямвлиху Романову, чтобы ему, смешав святую воду и святыя мощи с красками, написати святую и священную икону. (Далее описывается, что иконописец употреблял пищу только в субботу и воскресенье, а братия по-дважды в неделю совершали всенощныя моления и по вся дни литургии).
И та икона (новописанная) не разнится ни в чем от первой ни длиною, ни шириною, ни ликом, – только слово в слово новая, аки и старая». Икона отправлена была в Москву с иepoмонахом екклесиархом и великим подвижником Корнилием (подвизавшимся в пустыне на той же горе, где подвизался и Гавриил, принявший Иверскую чудотворную икону с моря); с Корнилием были посланы еще келарь инок Игнатий (путешествовавший в Москву с Пахомием и в 1647 году) и инок диакон Дамаскин. С этою иконою послано было описание чудес от нея и зданий Иверскаго монастыря. Икона прибыла в Москву 18-го октября и встречена была у Воскресенских ворот царем Алексеем Михайловичем и его семейством, патриархом Иосифом и духовенством, боярами и безчисленным множеством народа; а 14-го октября был у государя стол по столовой избе. По свидетельству диакона Павла Алеппскаго, бывшаго с антиохийским патриархом Паимием в Москве в 1655 и 1656 годах, царица Марья Ильинична взяла у Никона эту икону, без сомнения, вскоре по принесении ея с Афона; а чрез 5 месяцев по прибытию ея Никон рукоположен был в митрополита новгородскаго.
В 1654 году эта икона торжественно провождена была из Москвы в воинский поход против поляков. «Тогож месяца мая в 15 день – говорят Дворцовые Разряды – государь царь и великий князь Алексей Михайлович всея Руси отпустил с Москвы из соборныя церкви в Вязьму чудотворную икону Пречистыя Богородицы Иверсия, которая принесена в царствующий град Москву из Царяграда от Парфения, патриархa цареградскаго, а за тем образом отпустил Государь в Вязьму Корнилия, митрополита казанскаго и свияжскаго. А из соборныя церкви образ Пречистыя Богородицы до монастыря Пречистыя Богородицы Донской провожал государь царь и великий князь Алексей Михайлович всея России да святейший Никон, патриархъ московский». Из техже Дворцовых записок видно, что митрополит Корнилий был с иконою и под Смоленском. Эта икона, по всей вероятности, стояла в образной или в домовой церкви царицы, а пред провождением ея в поход перенесена в Успенский собор, по возвращении же снова поставлена в палатах царицы, и об ней более нигде не упоминается. Она находится теперь в московском Новодевичьем монастыре, что явствует из нижеследующаго:
- На этой иконе в самом низу пред полем есть греческая надпись, написанная золотыми буквами, разделяющаяся на два стиха и гласящая: «Писал сию со старанием Ямвлих Романов, в келлияхъ Иверских живущий. Лета 7156.» Под нею другая надпись по золоту красными словами: «Старанием и иждивением Пахомия II архимандрита Иверскаго. Лета 1648.»
- В граматах Пахомий говорит, что список Иверской иконы, посылаемый в Москву, писан на кипарисной доске,- Новодевическая Иверская икона написана на кипарисной доске.
- Известно, что по двум боковым полям афонской Иверской иконы изображены 12 апостолов, а вверху по сторонам венца Богоматери – два ангела. И на Новодевиченской иконе на правой сторон Богоматери (а от смотрящаго на левой) на поле изображены шесть апостоловъ, в следующем сверху порядке: Петр, Иоаннъ Богослов, Марк, Андрей, Симон, Филипп; на левомъ поле: Павел, Матвей, Лука, Иаковъ, Варфоломей, Фома. – Петръ держит свиток, свитый таким образом, что представляет форму и двух ключей; евангелисты держат евангелия, на разогнутых страницах которых написаны по-гречески первыя слова евангелий; апостол Павел изображен с согнутою книгою, прочие апостолы – с согнутыми свитками. Над каждым апостолом написано имя его по-гречески. По обеимъ сторонам Богоматерняго венца в углах изображены два архангела в кругах, обращенные к Богоматери, с греческою надписью: apy (архангел). (На Валдайской Иверской иконе архангелы названы: Михаил и Гавриил.)
- Все прочия слова и надписи на Новодевиченской иконе также греческие. Между архангелами над главою Богоматери надпись в две строки: «Вратарница Иверская» а над правым плечом: «милостивая» (Тоже и на Валдайской Иверской иконе.)
- На левой исподней стороне этой иконы на разстоянии 9,5 вершков от низу у края сделан ящичек (выдолблен) почти в вершок в квадрате ширины и около 3/4 вершка глубины. Он задвигался со стороны крышкою, которая не сохранилась. Это объясняется тем сказанием об афонской Иверской иконе, по которому никейская вдовица, решившись пустить ее на воду, выдолбила на нижней стороне иконы ящичек и положила в него три монеты, по которым впоследствии и узнана была икона, когда явилась на Афоне. То же сделано и на копии, посланной в Россию.
- Что касается меры, то рассматриваемая икона только на 3/4 вершка (и в длину, и в ширину) менее афонской: она имеет 1 арш. 14 1/4 вершк. в длину или высоту и 1 арш. 2 3/4 вершка в ширину; афонская же высотою 1 арш. 15 вершк., а шириною 1 арш. 3 1/2 вершка. Это – разность незначительная. Могло быть, что дска для иконы, посланной в Россию в 1648 году, заготовлена была из непросохшаго дерева и потом усохла. (Иверская Валдайская, или Святоозерская икона, которая также есть точный список с Афонской, имеет в высоту 1 арш. 15 1/2 вершк., а в ширину 1 арш. 3 1/2 вершка.
- К внешним признакам присоединяются соображения на основании исторических данных в подтверждение той мысли, что Новодевиченская Иверская икона есть та самая, которая принесена с Афона в 1648 году. Царица Марья Ильинична взяла, как сказано выше, эту икону себе; поэтому надобно полагать, что она стояла или в ея домовой церкви, или в образной. От Марьи Ильиничны икона эта перешла к дочери ея Софии, постриженной с именем Сусанны в Новодевичьем монастыре и скончавшейся здесь схимонахинею; гробница ея стоить у той же южной стены собора, где находится и икона. На иконе, как видно, не было оклада, кроме серебряных венцовъ – на Богоматери и на Богомладенце. Это объясняется – во первыхъ, тем, что она стояла в домовой моленной царицы, и во вторых, тем, что она писана по золоту, так что , обший фон ея был золотой, почему она и без ризы имела вид ризы и блистала красотою. Теперь краски, особенно на полях, во многих местах опали, от чего немало пострадали изображения апостолов.
Купить Иверскую икону Божией Матери
В иконописной мастерской Радонежъ Вы можете купить, либо заказать рукописную икону Божией Матери – Иверская. Позвоните нам и мы поможем подобрать Вам сюжет, композиционное решение иконы, её оптимальный размер и оформление, либо напишем икону по Вашему образцу.
Бесплатная доставка по Москве. При желании икона может быть освящена в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.
Образ Иверской иконы Богоматери выполненный иконописцами мастерской Радонежъ, как и любая икона ручной работы, несет в себе живое тепло человеческих рук и любящего сердца. Каждая икона написанная с любовью – уникальна и неповторима.
Мы приложим все силы, навыки и умения, весь наш духовный опыт, чтобы рукописный список Иверской иконы Божией Матери, приобретенный в нашей мастерской, освятил Ваш дом, принес мир, любовь, благополучие Вам и всем Вашим домочадцам.
Строгий и печальный взгляд Царицы Небесной постоянно напоминает нам, что Русь свята, свет всему миру, что цель русского народа нести веру Христову миру, который сейчас так нуждается в этом. На протяжении всей истории нашей страны, светит нам особым светом духовной звезды Мать, прижимающая к себе Ребенка.